Байкальский круиз

Достояние России – озеро Байкал, заслуженно включено в список всемирного наследия ЮНЕСКО — притягивает миллионы туристов со всего мира. Вдоль берега расположен уникальный памятник промышленной архитектуры XX века — Кругобайкальская железная дорога. Первые попытки организовать туристические экскурсии и отдых на историческом участке были предприняты в 1990 году. В августе 2005 года Кругобайкальская железная дорога отмечала 100-летний юбилей. К этому событию провели реставрацию мраморного вокзала на станции Слюдянка, и даже восстановили некоторые элементы декора, изначально запланированные в проекте. Открыли выставку по истории строительства дороги и установили бюст министру путей сообщения М. Хилкову, под куроводством которого строилась дорога. Главным событием праздничных мероприятий стал запуск ретро-поезда «Байкальский круиз» по маршруту Иркутск — Слюдянка — КБЖД — ст. Байкал.

Продолжительность поездки составляет 2 суток (с пятницы по вечер воскресенья) с длительными остановками для посещения музеев, архитектурных и природных объектов. В 2008 году туристический поезд обновили: отказались от плацкартных вагонов, оборудовали вагоны кондиционерами, биотуалетами, камерами, позволяющими пассажирам наблюдать за движением поезда как будто из кабины машиниста. Внешне поезд оформлен в стиле 19 века, каждое купе СВ имеет уникальный дизайн: «морское», «крестьянское», «литературное», «художественное», «театральное», «революционное», «тюремное», «наука и техника», «кино и музыка». Остальное внутреннее оформление вагонов выдержано в стиле 19 веке, так же как и форма работников поезда, сшитая специально по эскизам тех лет.

На территории маршрута Слюдянка – Байкал – действуют базы отдыха: «Шумиха», «Хвойная», «Серебряный ключ», «Ан-гасолка», «Электросвязь»; гостевой дом «Яхонт»; турбаза «Фенина»; пансионат «Надежда»; база отдыха и спортивный детский лагерь ВСЖД. Пассажиров «Байкальского круиза» ждет масса впечатлений от памятника инженерной мысли и красоты байкальской природы. Ведь на протяжении всего пути имеются 21 ботанический, 14 зоологических, 24 геолого-геоморфологических и два историко-ландшафтных памятника природы. А сама дорога не имеет аналогов в мире, на 84 км, построено ценой нечеловеческих усилий 38 тоннелей, 15 галерей, 470 виадуков, 280 подпорных стенок, ряд станционных построек.

Уникальна сама по себе история строительства дороги. Дорога ручной работы, самая затратная и дорогостоящая в России, так называют ее многие. В строительстве были задействованы тысячи солдат, каторжных, ссыльных, турков, итальянцев, греков. Каждый километр пути давался непросто, работа велась с применением взрывчатки и сопровождалась обвалами, осыпями, селевыми потоками. В период с 1901–1905 была построена одна колея, работы по второй были проведены в 1911-1914. После ввода новой электрифицированной магистрали Иркутск — Слюдянка в 1950 году, и создании Иркутского водохранилища, часть дороги была затоплена. Так появился тупиковый маршрут, который сейчас используется в туристических целых.