Китайский дворец в Ораниенбауме: Возрождение шедевра эпохи Екатерины II
К 295-летию со дня рождения Екатерины II знаменитый Китайский дворец в музее-заповеднике «Петергоф» обрёл новую жизнь. Министр культуры РФ Ольга Любимова объявила, что долгожданное открытие после 20-летней реставрации состоится 18 июня 2024 года. Это событие приурочено к важному юбилею и станет настоящим подарком для посетителей комплекса дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум».
Историческая ценность и уникальные интерьеры
Китайский дворец, строительство которого началось в конце 1750-х годов и завершилось в 1768 году по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди, считается уникальным памятником мирового культурного наследия. Изначально возведенный как одноэтажное здание в стиле барокко, он претерпел изменения в середине XIX века. По проекту архитекторов Л. Л. Бонштедта и А. И. Штакеншнейдера дворцу добавили второй этаж и модернизировали архитектурные элементы.
Реставрационные работы, длившиеся два десятилетия, позволили воссоздать все 17 интерьеров дворца, которые отличаются исключительной оригинальностью и изысканностью декора. Среди самых известных помещений — Китайская опочивальня, Туалетная и Портретная комнаты, а также Кабинет императрицы, которые откроются для посетителей в числе первых.

Ораниенбаум. Китайский дворец.
Искусство и ремесло XVIII века
Китайский дворец славится своей богатой декоративной отделкой, которая включает редкие художественные и декоративно-прикладные элементы.
Стеклярусный кабинет является главной достопримечательностью дворца. Его стены украшают двенадцать стеклярусных панно, выполненных в технике вышивки на холсте с использованием трубочек молочного стекла и цветного шелка. Композиции, изображающие фантастических птиц и растения, поражают своей сложностью и красотой.
Собрание плафонов, созданных специально для этого дворца ведущими художниками Академии живописи и скульптуры Венеции, является уникальным. Росписи, выполненные такими мастерами, как Стефано Торелли и Серафино Бароцци, украшают Зал Муз, Большой китайский кабинет и другие важные помещения.
Восстановленные паркеты Китайского дворца общей площадью 722 кв. метра поражают разнообразием и сложностью рисунка. Использование редких древесных пород, таких как амарант, самшит и персидский орех, демонстрирует высочайшее мастерство старинных российских и европейских зодчих.
Важная культурная дата
Открытие Китайского дворца для широкой публики станет значимым событием в культурной жизни России. Стоимость билета составит 1500 рублей, доступны также льготные тарифы. Наследие, сохраненное в годы Великой Отечественной войны и восстановленное с такой тщательностью и заботой, вновь обретает достойное место в музейном комплексе «Петергоф».
Всего лишь пройдя через несколько залов Китайского дворца, можно ощутить величие и тонкость ушедшей эпохи, где каждое произведение искусства — будь то картина, плафон или паркет — является неотъемлемой частью большого и богатого культурного наследия.
Китайская опочивальня: Воплощение Экзотики и Рококо
Интерьер парадной спальни императрицы, известной как Китайская опочивальня, впечатляет своей экзотичностью и изысканностью. Выполненный в стиле «chinoiserie», этот зал привлекает внимание обилием зеркал, многократно усиливающих декоративный эффект, характерный для эпохи рококо.
Центральное место в этом зале занимает плафон «Китайское жертвоприношение» кисти Якопо Гуарана. Плафон изображает атрибуты стиля шинуазри: экзотичных животных, зонтики и опахала, выполненных в виде яркой орнаментальной арабески на восточную тематику.
Особенно примечательна текстильная отделка зала. Белый атлас, изготовленный в России и расписанный русскими мастерами Федором Власовым, Федором Даниловым и Якимом Герасимовым, точно воспроизводит китайские мотивы. Наборный паркет, созданный Якобом Лангом в 1770-х годах, совмещает восточную орнаментику с элементами европейского рококо и считается одним из лучших образцов в Китайском дворце.
Туалетная комната: Дань Науке и Географии
Интерьер Туалетной залы посвящен теме науки и географии. В центре куполообразного потолка находится плафон-тондо «География» кисти Гаспаро Дициани, изображающий аллегорическую фигуру женщины, опирающуюся на глобус. Этот элемент напоминает о глобальности и всеобъемлющих знаниях.
Роза ветров, изображенная в узоре паркета, символизирует континенты и направление ветров, создавая композицию, идеально сочетающуюся с тематикой зала. Главным украшением являются одиннадцать пастельных портретов придворных дам, выполненных французским художником Жаном де Сампсуа в 1756 году. Они олицетворяют времена года, стихии и страны света, внося аллегорический элемент в интерьер комнаты.
Портретная комната: Художественное наследие Пьетро Ротари
Портретная комната Китайского дворца украшена 22 портретами кисти итальянского художника Пьетро Ротари. Эти портреты молодых девушек и юношей, известные как «головки Ротари», являются примером камерного портрета, популярного в XVIII веке. Несмотря на утрату шести портретов во время революционных событий, остальное убранство сохранено и восстановлено.
Портреты объединены лепным декором, выполненным в виде переплетенных растительных побегов и цветочных гирлянд, что создаёт гармоничный и уютный интерьер.
Кабинет императрицы Екатерины II: Мифология и Серебряная Красота
Недавно восстановленный кабинет императрицы Екатерины II поражает не только своим богатым убранством, но и вниманием к деталям. Стены и потолок украшены орнаментальными росписями, выполненными Серафино Бароцци, с изображением растительных побегов, пальмовых листьев, лент, цветов и птиц.
Серебряная присыпка на росписях создаёт неповторимый декоративный эффект, превращая комнату в сказочное пространство. Центральные фигурные композиции, выполненные Стефано Торелли, иллюстрируют сюжеты из античных мифов: «Венера и Адонис», «Меркурий», «Селена и Эндимион». Плафон «История» работы Гаспаро Дициани дополняет живописное убранство кабинета, напоминая о его назначении как места интеллектуальной и творческой деятельности императрицы. Весь интерьер создаёт атмосферу, притягивающую магию и величие, где каждый орнамент и сюжет наполняются символическим значением.
Китайский дворец – это не просто архитектурное сооружение, это олицетворение изысканности, переплетенной с экзотикой и символичностью, которые так ценились в XVIII веке. В этом уникальном дворце каждый зал рассказывает свою причудливую историю, гармонично сочетающую европейские и восточные мотивы. Вглядываясь в интерьеры Китайского дворца, погружаешься в эпоху, в которой каждое украшение и каждая деталь имели своё символическое значение.
➡️ Ищите вдохновение и полезную информацию на сайте или подписывайтесь на канал vseprootpusk.ru в Дзен:
Куда поехать отдыхать? Пакетный тур или самостоятельное путешествие — что выбрать?
Сочи или Адлер. Где лучше отдохнуть?
4 лучших курорта Краснодарского края
3 лучших отеля 5 звёзд в Сириусе
Лучшие отели Сочи 5* для премиального отдыха
Круизы по России на теплоходе
Экскурсионные туры по Золотому кольцу