Ватикан

Ватикан – самое маленькое суверенное государство в мире. Город-государство Ватикан в современном мире возник 11 февраля 1929 года после подписания Бенито Муссолини и Святым Престолом Латеранских соглашений, согласно которым было официально определенно положение Католической церкви в Итальянском королевстве и закреплены границы Ватикана.Общая площадь владений Ватикана вместе с базиликами, виллами и летней резиденцией Папы — Кастель Гондольфо  составляет 0,7 кв. километров. Постоянное население Ватикана — это подданные Святого Престола (около 800 человек).

Ватикан расположен в Риме (Италия) и находится на Ватиканском холме. Он занимает территорию, длина государственной границы которой простирается всего на 3,2 километра. Ватикан представляет из себя город-государство, за высокими каменными стенами которого скрывается целый отдельный мир и самые главные тайны истории. В Ватикане, как и в любом другом государстве, есть правительство, исполнительная, законодательная и судебная власть. В Ватикане находится самая короткая железная дорога в мире длиной 700 метров и вокзал. Город Ватикан имеет вертолетную площадку, магазины, банк, почту, автозаправочную станцию, собственную радиостанцию Ватикан, обсерваторию и бесценное богатство.

Церковь — один из старейших институтов на земле. Ватикан – это главный центр католической церкви.

Ватикан хоть и открыт для туристов, но самая значимая часть недоступна посторонним. Это прежде всего покои Папы Римского, его правительства, сады Ватикана, катакомбы Ватикана, архивы Ватикана, Башня Ветров, гардеробная Понтифика и большая часть инфраструктуры города-государства. Папа Римский обладает безграничной властью, ведь по католической доктрине он получил ее от Бога.

Сокровища Ватикана.

Ватикан – это богатое и процветающее государство. Самый расцвет оно получило в 16 веке.

В наши дни экономика государства Ватикан напрямую зависит от пожертвований и туризма. На чем зарабатывает Ватикан?   Он продает входные билеты в музеи Ватикана, выпускает марки и монеты, имеет доход с двух небольших магазинов. Но самое интересное хранит Банк Ватикана.

Ватикан является обладателем большого количества произведений искусства, шедевров мировой культуры. Спонсоры зачастую даже не являются католиками, они просто отдают деньги на реконструкции произведений искусства.

Основная часть сокровищ Ватикана относится к эпохе Ренессанса, когда католическая церковь достигла наивысшего расцвета ( XVI век) и упадка. Святые реликвии собора Святого Петра или тысячи бесценных произведений искусства в музеях Ватикана – это лишь часть сокровищ Ватикана. В Ватикане есть зал, в котором собраны бесценные сокровища – подарки от европейских монархов в разное время.

Гардеробная Папы Римского — это сокровищница, которая хранит атрибуты костюма понтифика. Данная коллекция пополняется и передается из поколения в поколение. Это нагрудные кресты, перстни, митры (головные уборы) и мантии, а также тиара — символ власти и духовной силы.

Короли и варвары неоднократно грабили Ватикан, вывозили самое ценное, в том числе и архивы Ватикана. Остается только догадываться, какими средствами на самом деле владел и сегодня располагает Ватикан!?

Сикстинская капелла .

Сикстинская капелла – музей эпохи Итальянского Возрождения. Она была построена по инициативе Папы Сикста IV в 1473-481 годах. Архитектором был выбран Джованни де Дольчи. Но главное достоинство — это не само здание, а его роспись и предназначение.

С 1492 года в Сикстинской капелле проходят Конклавы, на котором избирают нового Папу Римского. Папа Римский (понтифик) – пастор Иисуса, его посланник на земле. 13 марта 2013 года был избран 266 по счету понтифик – Папа Римский Франциск I (76-летний Хорхе Марио Бергольо). Стоит отметить, что самый долгий конклав проходил в городе Витербо и длился около 3 лет (33 месяца 1268-1271).

Когда попадаешь в Сикстинскую капеллу, то от увиденного великолепия погружаешься в ступор, но продолжаешь идти, потому что поток  идущих рядом людей кажется бесконечным. Не знаешь на чем остановить свой взор, судорожно вспоминаешь, о чем говорил экскурсовод и на что нужно обратить особое внимание. И первый вопрос, который  приходит в голову: Что это такое звучит в ушах вперемешку с человеческим шепотом …  музыка? И это действительно хор Сикстинской капеллы. Сегодня он насчитывает более 30 человек.

Виртуальное путешествие по Сикстинской Капелле можно совершить на сайте Ватикана.

Пол Сикстинской капеллы покрыт мозаикой из мрамора.

Стены в Сикстинской капелле. История Христа. История Моисея.

Стены (Южную, Северную и Восточную) Сикстинской капеллы украшают работы Сандро Боттичелли, Козимо Росселли, Лука Синьорелли, Д. Гирландайо, Перуджино, Пунтуриккьо, Хендрик Ван ден Брок, Маттео де Лечче.

На стенах Сикстинской капеллы на втором ярусе из 16 фресок сохранилось 12. Они описывают два цикла: Историю Христа и Историю Моисея.

Северная (правая от алтарной стены) стена фресок рассказывает историю Христа.

1. Крещение Иисуса Христа (Пьетро Перуджино, 1482г.);

2. Искушение Христа и очищение прокаженного (Сандро Боттичелли, 1481-1482 гг.)

3. Призвание первых апостолов Петра и Андрея (Доменико Гирландайо, 1481-1482 гг.)

4. Нагорная проповедь (Козимо Росселли, 1481-1482 гг.)

5. Вручение ключей апостолу Петру (Пьетро Перуджино, 1481-1482 гг.)

6. Тайная вечеря (Козимо Росселли, 1481-1482 гг.)

Южная (Левая) стена фресок повествует историю Моисея.

1. Путешествие Моисея по Египту (Пьетро Перуджино, 1482 г.)

2. Сцены из жизни Моисея (Сандро Боттичелли, 1481-1482гг.)

3. Переход через Красное море (Козимо Росселли, 1481-1482гг.)

4. Дарование заповедей и золотой телец (Козимо Росселли, 1481-1482гг.)

5. Наказание Корея, Дафана и Авирона (Сандро Боттичелли, 1482г.)

6. Смерть и завещание Моисея (Лука Синьорелли, 1481-1482 гг.)

На восточной стене средний ярус представлен двумя изображениями: «Воскресение Христово» и «Обсуждение о теле Моисея». Изначально эти картины были выполнены авторами Гирландайо и Синьорелли, но после обрушения капеллы были воссозданы художниками Хендрика Ван ден Брок и Маттео да Лечче.

Роспись Сикстинской капеллы вокруг окон — изображения Понтификов.

В Сикстинской капелле 12 окон, которые расположены под потолком. С южной и северной стороны пространство вокруг окон украшают изображения понтификов. 24 фрески около окон и 4 изображения на противоположной стене от Алтаря. Еще было два окна и соответственно 4 изображения римских пап на Алтарной стене. Теперь на этом месте красуется работа Микеланджело «Страшный суд».

Изображения понтификов на Северной стене (правая от алтарной стены):

  1. Папа Анаклет (St Anacletus)
  2. Папа Александр I (St Alexander I)
  3. Папа Телесфора (St Telesphorus)
  4. Папа Пий I (St Pius I)
  5. Папа Сотер (St Soter)
  6. Папа Виктор I (St Victor I)
  7. Папа Каллист I (St Callistus I)
  8. Папа Понтиан (St Pontianus)
  9. Папа Фабиан (St Fabian)
  10. Папа Луций I (St Lucius I)
  11. Папа Сикст II (St Sixtus II)
  12. Папа Феликс I (St Felix I)

 

Изображения понтификов на Южной стене (левая от алтарной стены):

  1. Папа Климент I (St Clement I)
  2. Папа Эварист (St Evaristus)
  3. Папа Сикст I (St Sixtus I)
  4. Папа Игий (St Iginus)
  5. Папа Аникет (St Anicetus)
  6. Папа Элевтерий (St Eleutherus)
  7. Папа Зефирин (St Zephirinus)
  8. Папа Урбан I (St Urban I)
  9. Папа Антер (St Anterus)
  10. Папа Корнелий (St Cornelius)
  11. Папа Стефан I (St Stephan I)
  12. Папа Дионисий (St Dionysius)

 

Изображения понтификов на восточной стене (напротив алтарной стены):

  1. Папа Марцеллин
  2. Папа Гай
  3. Папа Евтихиан
  4. Папа Марцелий

Нижний ярус стен украшают изображения завесов – драпировки (штор).

Потолок Сикстинской капеллы. Микеланджело Буонарроти.

Потолок Сикстинской капеллы 4 года (1508-1512) расписывал Микеланджело Буонарроти. До этого там было изображено звездное небо. Потолок Сикстинской капеллы — поистине выдающееся произведение, которое характеризует Микеланджело как гения-живописца. До этого он позиционировал себя как скульптор. В 25 лет он создал одну из главных своих работ скульптурную группу Пьета («Оплакивание Христа»).

Потолок в Сикстинской капелле, автор Микеланджело Буонарроти.
Роспись потолка в Сикстинской капелле. Работа Микеланджело Буонарроти (1508-1512).

Итак, что же изобразил Микеланджело на потолке в Сикстинской капелле? Для начала стоит отметить, что высота потолка Сикстинской капеллы составляет 20 метров и имеет закругленную форму. Поэтому художником для большей выразительности было принято решение разбить на отдельные части свод. В центре потолка на самом верху изображены 9 фресок, которые образуют одну группу и рассказывают сюжеты из Книги Бытия. Читается слева на право от Алтарной стены, где изображен «Страшный суд» работы Микеланджело (1537-1541).

  1. Отделение света от тьмы;
  2. Сотворение солнца и луны;
  3. Отделение тверди от воды;
  4. Сотворение Адама;
  5. Сотворение Евы;
  6. Грехопадение;
  7. Жертвоприношение Ноя;
  8. Всемирный потоп;
  9. Опьянение Ноя.

Микеланджело начал работу над центральной частью потолка с фрески «Опьянения Ноя» и двигался по направлению к Алтарной стене. В ходе работ прослеживается такая закономерность: фигур становится меньше и они увеличиваются в размерах для большей наглядности. Закончил роспись потолка Микеланджело в возрасте 37 лет.

Нижний уровень фресок свода Сикстинской капеллы имеет выделенные треугольники (выступы) и область над окнами — люнет. Состоит он из 14 отдельных сюжетов, которые изображают предков Христа.

На Северной (правая от алтарной стены) стене на фресках изображены (слева на право):

  1. Наасон Naason(люнет);
  2. Иессей, Давид и  Саломон (Iesse David Salomon) (люнет и треугольник);
  3. Аза, Иеосафат и Иорам (Asa Iosaphat Ioram) (люнет и треугольник);
  4. Езекия, Манасcия и Амон (Ezechias Manasses Amon) (люнет и треугольник);
  5. Иосия, Иехония и Салафииль (Iosias Iechonias Salathiel) (люнет и треугольник);
  6. Азор и Задок (Azor Sadoch)(люнет).

На Южной (левая сторона от алтаря) стене на фресках изображены (справа на лево):

  1. Аминадаб Aminadab (люнет);
  2. Салмон, Боаз и Обед (Salmon Booz Obeth) (люнет и треугольник);
  3. Ровоам, Авия (Roboam Abias) (люнет и треугольник);
  4. Озия, Иотам и  Ахаз (Ozias Ioatham Achaz) (люнет и треугольник);
  5. Зоробабель, Абиуд и Елиаким (Zorobabel Abivd Eliachim) (люнет и треугольник);
  6. Ахим и Елиуд (Achim Elivd) (люнет).

А среднюю часть свода Сикстинской капеллы украшают 9 фигур пророков и 5 фигур сивилл. Боковые своды – область между окнами и центральным потолком. Ветхозаветные сцены спасения – 4 сюжета в угловых треугольных парусах свода.

С правой стороны на фресках изображены (слева на право): Пророк Иеремия; Персидская сивилла; Пророк Иезекииль; Эритрейская сивилла; Пророк Иоиль.

С левой стороны на фресках изображены (слева на право): Ливийская сивилла; Пророк Даниил; Кумcкая сивилла; Пророк Исайя; Дельфийская сивилла.

На восточной стене два изображения с Предками Христа: Элеазар и Маттан; Яков и Иосиф.

Средняя часть свода над Алтарной стеной украшает в центре изображение Пророка Иона (Ionas), завершает образ по бокам две ветхозаветные сцены спасения: справа — Моисей и медный змей; слева — Наказание Аммана.

На противоположной стороне – аналогично 3 фрески в центре — пророк Захария (Zacherias), по бокам две ветхозаветные сцены спасения: справа — Давид и Голиаф; слева — Юдифь и Олоферн.

Восточная стена (напротив алтарной стены) в Сикстинской капелле.

Алтарная стена в Сикстинской капелле. «Страшный суд» Микеланджело Буонарроти.

Позднее еще 4 года (1537-1541) Микеланджело расписывал в Сикстинской капелле Алтарную стену – фреска «Страшный суд». Микеланджело закончил свою работу в возрасте 66 лет.


Собор Святого Петра в Ватикане.

Собор Святого Петра в Ватикане – это сердце католического мира. Собор Святого Петра – это главное украшение Ватикана, художественные сокровища которого привлекают к себе миллионы туристов. Собор Святого Петра – самый большой католический собор на планете. Его главный зал занимает 2,3 гектара.

Строительство собора, который мы видим сегодня, началось в 1506 году и завершилось спустя 120 лет. В 1626 г. Собор Св. Петра был освящен папой Убраном VIII. Это довольно маленький срок строительства для храма, подобных которому по красоте и величию еще не было.

Однако, этого времени хватило, чтобы на посту сменилось 13 понтификов: Юлий II, Лев X, Адриан VI, Климент VII, Павел III, Юлий III, Марцелл II, Павел IV, Пий IV, Пий V, Григорий XIII, Сикст V, Урбан VII . Количество архитекторов, возглавлявших данный проект, тоже весомо и пестрит великими именами: Донато Браманте, Рафаэль, Бальдассаре Перуцци, Антонио да Сангалло, Микеланджело, Виньола. Позже в начале 17 века храм подвергся дальнейшим модернизациям под руководством архитектора Карло Мадерно, а в 1656-1667 годах Бернини создал площадь перед собором, но это отдельная история.

Размеры Собора Святого Апостола Петра действительно поражают. Когда стоишь перед главным фасадом и рассматриваешь на верху статуи ещё 11 апостолов, Иисуса Христа и Иоанна Крестителя, понимаешь, что охватить взором весь собор не получается. Вблизи не видно даже самого главного элемента – купола Микеланджело. Отдаляясь чуть дальше в центр площади св. Петра собор приобретает законченный вид, только теперь не входит в фото-кадр колоннада Бернини…

Перед Входом в храм установлены 2 статуи:

  • Статуя Святого Петра.  Петр держит ключи от Царствия Небесного, которые передал ему Господь.
  • Статуя Святого Павла.  Павел держит копье.

В собор ведут 5 дверей. Одна из них заслуживает особого внимания. Эта дверь (последняя с правой стороны) была создана в 1950 году. Она открывается в юбилейный год каждые 25 лет. На 25 лет она не просто закрыта, она забетонирована, а изнутри декоративно украшена.

А что скрывает Собор Св. Петра внутри?!

Внутреннее убранство Собора Святого Петра превосходит все ожидания. Пол вымощен из разноцветного порфира и мрамора.

Стены собора отделаны лепниной, золотом, серебром, разноцветным мрамором (белом, розовым, зеленым), украшены скульптурами и произведениями искусства.

Сам храм имеет форму креста, на пересечении которого в центральной части храма стоит Папский алтарь. Четыре мощных столба являются опорой купола, спроектированного Микеланджело (купол двух уровневый). Высота внутреннего купола составляет 119 метров, а диаметр достигает 42 метра. Столбы украшают ниши, в каждой из которых установлены фигуры святых:

  • Статуя Андрея Первозванного (работа Франсуа Дюкенуа).
  • Статуя Святой Вероники.
  • Статуя императрицы Елены с крестом господним в руках (мать императора Константина).
  •  Пятиметровая Статуя Святого Лонгина — солдата проткнувшего копьем Иисуса Христа и впоследствии принявшего христианство (работа Лоренцо Бернини 1635 год).

Балдахин (кеворит)  работы великого мастера Лоренцо Бернини – это потрясающее сооружение,  опирающееся  на 4 изящные витые колонны, вершины которых украшают четыре ангела. Издалека он смотрится деревянным: настолько тонка работа мастера. На самом деле балдахин выполнен из бронзы, а некоторые элементы покрыты золотом. Бернини работал над ним 9 лет с 1624 по 1633 год.  В работе есть и два символа:

  • символ Папства – скрещенные ключи;
  • символ влиятельной семьи Барберини — пчелы.

Его высота составляет 29 метров (4 этажный дом). И все это расположено в центре собора под уходящим ввысь расписным куполом (роспись — это работа итальянского художника Кавальеро д’Арпино).

Прямо под куполом Микеланджело и балдахином Бернини находится вход в подземный лабиринт, который ведет к одному из самых ценных сокровищ Ватикана — месту погребения Святого Петра. Это священное место предназначено для высшего духовенства. В центре собора находится нечто напрямую связанное с Иисусом Христом. Здесь можно увидеть символ Святого Петра: перевернутый крест.

История уникального собора начинается в 64 году новой эры. Тогда царь римской империи Нейрон казнил последователя христианской веры предводителя и первого ученика Иисуса – 64 летнего Петра. Согласно легенде, Петр попросил, чтобы его распяли вверх ногами. Он считал, что он не достоин умереть как Спаситель. Петра похоронили на Ватиканском холме. В IV веке христианство стало главной религией римской империи и император Константин приказал построить собор в честь Святого Петра на Ватиканском холме. В 16 веке начинается строительство нового собора, который отражал бы мощь и влияние католической церкви. Новый собор Святого Петра — идеальный образец Ренессанса. Самое священное место в Соборе Святого Петра — Клементинская капелла. Здесь находится оригинальный алтарь и центр древнего собора. Именно здесь был распят, умер и похоронен апостол Петр – первый ученик Иисуса Христа.

Сбоку недалеко от алтаря установлена статуя Св. Петра.  Она считается чудотворной. Так что не упускайте возможность прикоснуться к стопам статуи Святого Петра и попросить исполнения заветного желания!

Еще один шедевр, который обязательно нужно увидеть в Соборе Святого Петра – это работа Микеланджело Буонарроти «Пьета».

Скульптурная группа «Пьета» или «Оплакивание Христа»
Скульптурная группа «Пьета» или «Оплакивание Христа». Микеланджело Буонарроти.

Скульптор работал над ней 2 года и закончил свое творение в 1499 году в возрасте 24 лет. Скульптурная группа «Пьета» или «Оплакивание Христа» выполнена из мрамора и достигает в высоту 1 метр 74 см. Раскрывая сюжет «Оплакивание Христа», скульптур изобразил только две главные фигуры: Деву Марию, держащую на своих коленях мертвого сына Иисуса Христа. Смотря на скульптурную группу возникает вопрос: почему лицо Марии выглядит моложе, чем у ее сына Иисуса. Так Микеланджело пытался совместить античный идеал красоты с христианской идеей и воплотить слова Данте, автора «Божественной комедии», который писал: «Богоматерь, дочь своего сына»!

Еще один интересный исторический факт: «Пьета» — единственное произведение, подписанное Микеланджело. Этому предшествовала история, согласно которой однажды Микеланджело стал свидетелем того, как люди восторгались его произведением в Соборе Святого Петра, а авторство приписывали другому мастеру. Поэтому он решил исправить эту несправедливость и вырезал надпись на ленточке, спускающейся с левого плеча Марии, которая в переводе означает «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил».

Площадь Святого Петра.

Площадь Святого Петра — это наиболее знаменитая часть Ватикана. Для ее посещения не нужно платить деньги и отстаивать длинные очереди. Каждый может прийти сюда и побывать на площади Ватикана.

Немного об архитектуре. Площадь Ватикана, которую мы видим сегодня — это работа Джованни Лоренцо Бернини. Именно он в 1657-1663 годах построил здесь колоннаду, которая позволяет вместить огромную массу людей и гармонично дополняет её главный элемент Собор Святого Петра. В центре площади находится египетский обелиск, датированный 2 веком до нашей эры. По бокам от обелиска расположены два фонтана. Сама площадь заключена в колоннаду Бернини. На верху колоннада украшена 140 статуями святых.

Музеи Ватикана. Mvsei Vaticani.
Катакомбы Ватикана.

В катакомбах Ватикана археологами начиная с 2004 года были совершены новые открытия. Были найдены древние христианские фрески и тайные комнаты с массовым захоронением людей. Было найдено 7 общих могил, в которых было похоронено около 2000 человек. Что же здесь произошло?

Первые предположения были, что в катакомбах Ватикана находятся массовые захоронения ранних христиан, которых жестоко пытал и убил император Нейрон или Дакей. Гипотеза была основана на том, что при раскопках были найдены монеты, одна из них датирована 60 годом нашей эры (время правления Нейрона), другая датирована 238 годом нашей эры (время правления Царя Дакей). Однако, последующие открытия археологов привели к другим теориям. Одна из таких теорий — массовые самоубийства представителей Римской знати, которые не хотели отказаться от христианской веры. Данная теория основывалась на найденных бусах, большого количества балтийского янтаря, золотых нитей и материалов (погребальные саваны), а также отсутствие травм на костях. Но в итоге, была объявлена официальная версия, что всех этих людей убила эпидемия. Однако, какой именно вирус и болезнь, —  ученым предстоит выяснить. Еще одним из необъясненных фактов остается тот факт, что большинство костей принадлежат женщинам (мужчин здесь всего 27%). Таким образом, катакомбы Ватикана скрывают еще много неразгаданных тайн.

Библиотека и архивы Ватикана.

Архивы Ватикана простираются на 80 км, разумеется, это длина всех полок в подземном хранилище. Доступ в Библиотеку Ватикана осуществляется по особому разрешению. Доступ в Архивы Ватикана разрешен только архивариусам. В Архивах Ватикана собраны древние рукописи, самые ранние из которых датированы 9 веком. Архивы Ватикана скрывают письма понтификов, переписку королевских семей и самые секретные меморандумы.

Архивы Ватикана хранят историю церкви.

Здесь хранятся документы против математика Галилео Галилея, Коперника и многое другое. Они отражают историю, которую церковь хотела бы забыть.

Все документы, относящиеся к периоду правления Папы Римского, могут быть рассекречены (опубликованы) только спустя 75 лет со дня его смерти. И каждая такая публикация открывает новые факты на историю человечества.

Охрана Ватикана.

Город-государство Ватикан охраняет отряд специального назначения — Швейцарская армия гвардейцев. В рядах швейцарской Гвардии 135 человек, которые прошли строжайший отбор и обучение в швейцарской армии. Гарнизон гвардейцев расположен в Ватикане недалеко от покоев Папы. Тут же находится оружейная комната и музей старинных видов оружия, экспонаты которого переносят в 15 век. Швейцарская гвардия была создана в 1505 году и по сей день охраняет духовного лидера католической церкви. Парадная форма отряда гвардейцев Ватикана очень  неповторимая и запоминающаяся. Любопытен тот факт, что эскизы одежды придумал Микеланджело.

Ежегодно 6 мая гвардейцы проводят особую церемонию: Присягу новых членов армии.

Кроме Гвардии Понтифика охраняет и еще один орган — Жандармерия. У Папы есть и личные телохранители. Но даже они не уберегли духовного лидера, на которого в 1981 году на площади Святого Петра было совершено покушение. После этого инцидента для Понтифика был модернизирован автомобиль марки Мерседес-Бенс. Он стал называться «Папа-мобиль».

А как у Ватикана обстоят дела с наукой?

Здесь тоже есть о чем поговорить. Ранее  тут была Башня Ветров, сегодня — это обсерватория Ватикана. Радио Ватикан, телевидение и даже интернет – атрибуты современности Ватикана.

Ватикан — это духовная реальность, где современные технологии помогают нести идеалы католической веры в массы людей.

Башня Ветров — это научная лаборатория в центре католического мира. Ее построили в 1580 году для того, чтобы доказать Папе неточность юлианского календаря (основан в 45 году нашей эры). Наблюдения и замеры уровня солнцестояния в полдень в разное время года определили, что солнечный год на 11 минут короче, чем все считали. Но с годами эта погрешность увеличилась и так появился Григорианский календарь.

Сады Ватикана.

Одну треть территории Ватикана занимают сады Ватикана. Однако, посмотреть на это великолепие обычные туристы не могут.